tazinka: (curieuse)
[personal profile] tazinka
Что-то сидела я, телек смотрела, а потом вдруг вспомнила о чечевичном супе, рецепт которого выложила в кулинарном блоге, потом вспомнила о том, что я чечевицу не только в супе готовлю, потом вспомнила, как Вовкин папа однажды обнаружив у нас чечевицу, начал активно, чуть ли не каждый день её готовить и трескать за обе щеки... и понеслось...

Знаете, почему Вовкин папа так ел чечевицу? она ему детство напоминала. Он 33 года рождения, из деревни белорусской. И вот когда им во время ВОВ есть было нечего, немцы (фашисты) им чечевицу давали, чтобы не умирали люди.

А потом вспомнила я рассказ Вовкиной мамы- она где-то 30 года рождения, тоже из белорусской деревни, но другой. О ВОВ я от неё слышала только один рассказ, но слышу его более-менее регулярно, вспоминает она его с улыбкой: как-то она по улице шла и увидела, как к ней немец побежал. Она, девочка, перепугалась, но в дом бежать нельзя- могут расстрелять. Она остановилась, где была, и ждала. А немец подбежал к ней и подушку ей почти новую отдал.

Такие вот воспоминания у них о войне. Немного удивительные, правда? то есть, удивительны тем, что они врага-советского-народа помнят не жутким монстром, а даже вот... так помнят, как помнят... кажется, мама Вовкина ещё вспоминала, как женщин насиловали наши войска. Наших женщин.

У моей бабушки другие воспоминания... Она из подмосковной деревни родом. Когда немцы пришли к ним в деревню и повели на расстрел жителей, которые в тот день в деревне остались, а не в полях были, бабушка как-то смогла спасти двух сестёр и брата (мама была в поле). А потом бабушка моя ушла с нашими войсками на фронт, медсестрой. Так пришла в Минск, где и осталась. И оставшуюся семью перевезла потом.

А папина мама ничего не рассказывала, да и маленькой я была, когда она умерла. Она была из Питера, каким-то образом в начале войны её семья в тыл в Туркменистан попала. Там и пережили войну.

гм... я росла на рассказах о том, что фашисты разбомбили Минск, осталось только 20% зданий. А теперь выясняется, что вроде как советские войска активно участвовали в разрушении Минска.
Я росла на рассказах о том, что нашу деревню Хатынь со всем её населением сожгли фашисты. А теперь выясняется, что вроде как то ли полицаи наши, то ли националисты украинско-белорусские то были...

Я это к чему... не, вы не подумайте, я не хочу как-то там усомниться в праведном героическом поступке советской армии. Не-не, для меня очевидно, что фашисты- это фашисты. Вопрос даже не стоит. Мне интересно, а кто из вас что знает о войне от ваших родственников, её переживших?

хм... подумала вот ещё, что, может, фашисты к белорусам несколько иначе относились, нежели к русским? читала я где-то, что белорусов она старались щадить, как и украинцев- мол, относительно чистая нация, которая, ежели что, подойдёт для развития арийской нации. А ещё как-то однажды я узнала, что в трудовых лагерях белорусов зачастую держали в общих бараках с французами, то бишь, европейцами... Хотя... при всём при этом, по последним данным, во время ВОВ погиб каждый третий белорус и нации понадобилось около 40 лет для того, чтобы достигнуть уровня популяции довоенных лет.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2009-09-23 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Вот что я как раз сегодня прочла: http://germanych.livejournal.com/165937.html
А мама моей сотрудницы была в концлагере.Женском, естественно. Когда этот концлагерь освободили наши войска, первым делом они кинулись именно насиловать освобожденных женщин.

Date: 2009-09-23 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Да, а папа (не могу его отчимом называть) был тяжело ранен. Когда его везли в кузове в госпиталь, санитары стали с него сапоги стаскивать. Он говорит: "Да вы что, ребята, я же еще живой." Сняли, не посмотрели, что живой. Не любил он о войне рассказывать.

Date: 2009-09-23 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kmaal.livejournal.com
У меня в оккупации никто не был. Либо в экспедициях, либо в лагерях, либо в блокаде. Мама и бабушка остались после экспедиции в Башкирии и жили в лесу у костра. Отец (ему было 7 лет) растил младшую сестренку в блокадном Ленинграде, их насильно эвакуировали в Новосибирскую область в 42 году.

Date: 2009-09-23 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mrka.livejournal.com
Я знаю, что сделали в Белоруссии с евреями. А больше мне ничего знать не надо.
Ну а таких случаев, когда простые немецкие солдаты и офицеры (не из спецчастей) помогали жителям, по-моему, достаточно много. Равно как и о том, что творили советские солдаты и офицеры.

Date: 2009-09-23 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] luksemburg-pola.livejournal.com
Ну это же были просто обыкновенные люди. Фашист - не значит автоматически монстр. Он же не виноват в том что в этой стране родился. Он может обычный учитель или портной, а мобилизовали в армию всех. И он честный человек и жалко ему людей, хоть его и накачивают идеологически что это "враги". И солдаты и офицеры совейские - тоже люди. Есть и мудаки. Но не значит что вся красная армия была скопищем маньяков-насильников. Но были и такие, разумеется. Куда же без них. Равно как и не все фашисты были монстрами. Короче я вообще против таких мерзких обобщений для любых людей, что бы их не объединяло.
Про ВОВ я знаю мало. Дедушка рассказывал только приключенческие части и вообще то что можно было рассказать ребенку (как ему глаз выбило вызрывной волной, как в госпитале лежал и как там лечили без медикаментов. Как свою танкетку латали и что под конец войны в их полку такетка осталась лишь одна - их разумеется и была больше похожа на динозавра перелатанного :)) А когда я выросла он умер. И ничего больше он мне не рассказал.
Я больше знаю про русско финскую войну. И про то как часть финской территории насильно перешла к советскому союзу (страны поменялись, финляндии досталась территория в 300 раз больше, зато Россия отодвинула границу от Петербурга.) Потому что мои предки были финнами. Финнов тогда попросили либо убиратся в финляндию в течении 48 часов, либо становится гражданми СССР и коллективизироваться. Есстественно дома и хозяйства никто не бросил. Но их всех арестовали и сослали. Нет, не в лагеря, и нет, не на расстрел, зачем пули тратить? Их вывозили в тайгу и все. Голыми, без ничего. Как моя бабушка этого избежала отдельная душещипательная история. Вроде ты спрашивала про ВОВ. ПРо неё я так... Ничего не знаю. :)

Date: 2009-09-23 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lamantyn.livejournal.com
Фащисты - это итальянцы.
На восточном фронте было три дивизии, в 1942м - увеличили контингент до десяти.
Были разгромлены под Сталинградом и остатки выведены в феврале 1943 г.
(из 64 тыс пленных итальянцев в плену умерло 54тыс - наш гулаг не уступал концлагерям).

У немцев была национал-социалистическая партия. Поскольку "национал-социалистические захватчики" звучало плохо, их обозвали фашистами. В среднем немецкий солдат был образованней, культурнее и, главное, дисциплинирование чем солдат красной армии. Массовых безобразий не допускали.
Войска СС - элитные части (как наши гвардейские и штурмовые), были абсолютной катастрофой для противника. Знаменитое сражение под Прохоровкой - это уничтожение 5й танковой армии Ротмистрова. Хотя считается, что наступающий теряет втрое больше, чем обороняющийся - с этими противник в обороне терял в пять раз больше.
Этим вообще некогда было безобразничать с населением.

Всякие зондеркоманды, полиция и пр.(эквивалент войск НКВД) занимавшиеся на оккупированной территории комиссарами, евреями и партизанами - вот те быстро теряли человеческое лицо.

Но в связи со сдачей в плен трех миллионов красноармейцев, рассказы о зверствах немцев стали важной частью пропаганды. Солдат должен ненавидеть противника и бояться попасть в ппен. И среднеазиатский мобилизационный контингент был достачно дикий и озверевший и массовых изнасилований не чурался.

фашисты разбомбили Минск, осталось только 20% зданий

Немецкая авиация не имела возможности разрушать города (как американская стратегическая), да и захватили его на шестой день войны. С лругой стороны Минск был маленьким городом (240 тыс). Немножко немцы, немножко наши.

может, фашисты к белорусам несколько иначе относились, нежели к русским

Нет, afair.



Date: 2009-09-24 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] jumpingrat.livejournal.com
Ну вот, примерно те же истории и слышал. Что были нормальные люди, не очень-то счастливые от того, что приходится участвовать во всем этом мероприятии, а были мерзавцы, которым насилие доставляло удовольствие. Части, боровшиеся с партизанами - зверствовали. Иже с ними и полицаи. Из того, что читал в разнообразных источниках - отношение к населению на оккупированых территориях в значительной мере варьировалось от того, какие части размещались, от лично администрации и т.д. Кроме того, надо учесть, что кроме основных сил государств, втянутых в войну, на местах еще действовала куча партизанских отрядов самой разнообразной ориентации и идеологии. Достаточно вспомнить кровавую кашу, которую заварили на волыни АКовцы, украинские партизаны и т.д. Мой, лично для себя сделанный вывод - страшное было время, всеобщее ожесточение достигало невиданного накала, огромные массы людей были втянуты в мясорубку, выжить и сохранить человечность в которой было непросто. Поэтому осуждать всех скопом или оправдывать - невозможно.

Date: 2009-09-24 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
О, спасибо за ссылку- почитаю обязательно.

мнда... вот тебе пожалуйста...
не, я никого ни осуждать, ни восхвалять не хочу, просто вдруг осознала, что бОльшая часть информации о ВОВ, сидящая в моей голове, заложена в неё ещё в детстве, т.е. стопудово освещена только с одной стороны...

Date: 2009-09-24 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
спасибо тебе, Мурысенька! вот ты как-то всегда схватываешь, что именно меня интересует и отвечаешь прямо в яблочко- я хотела услышать/прочитать именно чьи-то "живые" воспоминания, личные. Спасибо!

Date: 2009-09-24 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
ого! жили в лесу? а сколько времени, чем питались? а папа растил совсем один? а можно тебя попросить как-нибудь рассказать об этом?

Это я вдруг осознала, что бОльшая часть информации о ВОВ, сидящая в моей голове, заложена в неё ещё в детстве, что она стала для меня какой-то менее живой, что ли... Интересно очень личные воспомиания чьи-то услышать/прочитать...

Date: 2009-09-24 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
это да :((( до ВОВ, по некоторым данным, около 60% населения Белоруссии составляли евреи :(

да-да, я всё это понимаю- я не собираюсь никого не осуждать, ни восхвалять- вдруг осознала, что бОльшая часть информации о ВОВ, сидящая в моей голове, заложена в неё ещё в детстве, что она стала для меня какой-то менее живой, что ли... Интересно очень личные воспоминания чьи-то услышать/прочитать...

Я ОЧЕНЬ серьёзно отношусь к тому, что сделал советский народ, единственным настоящим для меня праздником является 9 мая, его я чувствую и ощущаю всем своим естеством.

Date: 2009-09-24 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
о! нет, я, конечно, всё это понимаю и знаю- мне интересны именно такие, личные истории.

а расскажи, пожалуйста, если не лень, про русско-финскую, а? о ней я практически ничего не знаю!

как так, совсем голыми, в тайгу?! а как они там выживали? а где хозяйство твоей семьи, знаешь? расскажи, пожалуйста, а? если не лень, конечно

Date: 2009-09-24 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
ух, вот спасибо! не знала о пути переноса "фашиста" на немцев... что из Италии всё это пошло, знала, конечно же.
ОЧЕНЬ интересно было читать!

ага... они же ещё и конвенцию о военнопленных подписали, в то время, как СССР ту международную так и не подписало, свою состряпало...

СПАСИБО огромное за комментарий!

ЗЫ а что такое "afair"?

Date: 2009-09-24 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
ой, конечно, что ты! Это я вдруг осознала, что бОльшая часть информации о ВОВ, сидящая в моей голове, заложена в неё ещё в детстве, что она стала для меня какой-то менее живой, что ли... Интересно очень личные воспоминания чьи-то услышать/прочитать...

*ушла читать о "каше, которую заварили на волыни АКовцы"

Date: 2009-09-24 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Как и у всех нас.

Date: 2009-09-24 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] cucanero.livejournal.com
А что же Вы, доблестный защитник "дисциплинированных германских солдат" не расскажете о том, что на Восточном фронте у нацистов не действовали военные суды? То есть любой "дисциплинированный" германский вояка не преследовался за преступления, совершенные в отношении местного населения?
Войска СС набирались из лиц, со средним и ниже образованием. Главное - собачья преданность Гитлеру и физическое состояние. Зверства войск СС задокументированы многократно (зондеркоманды так же входили в состав этих самых войск. И охрана концлагерей тоже), так что не надо рассказывать нам о "дисциплине и отсутствии массовых зверств. Если Вы, конечно, не считаете массовые казни евреев преступлением.

Date: 2009-09-24 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
эй-эй, чур не ругаться! не думаю, что lamantyn защищает немецкие войска, просто пишет о некоторых моментах.

А, может, и вы что-то ещё расскажете? мне ОЧЕНЬ интересно- я вдруг осознала, что бОльшая часть информации у меня ещё с детского и подросткового возраста, она уже становится... статичной, менее эмоциональной...

Честно признаюсь, активного интереса, так, чтобы сесть за серьёзное изучение истории тех лет, у меня нет. Но вот иногда такими скачками возникает, я читаю что-то конкретное... но всегда интересно узнать что-то ещё, особенно если есть у вас в закромах "личные живые вспоминания"

Date: 2009-09-24 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] cucanero.livejournal.com
Уважаемая Тазинка!

Вы уж простите меня за столь эмоциональный отклик. Просто тема эта достаточно болезненная. Что значит - "некоторые моменты"? Сколько угодно можно спорить о том, зверствовали нацисты/советы над каждым конкретным человеком или нет. Но есть одна существенная разница - нацистский режим, поддержанный огромным количеством людей, обвинял человека только по факту его рождения, его крови. Вы понимаете? Ничего нельзя было поделать, если ты был евреем - вам выписывали смертный приговор с самого вашего рождения. Как-либо оправдывать подобный подход (разговорами о "гвардии", "большей дисциплине", "немецком порядке") я считаю просто недопустимым. Война на Востоке велась на уничтожение, об этом сам Гитлер сказал генералам в 1941 году. Это доказанный факт. А то, что не всех уничтожили, так это просто руки не дошли, были заняты войной. Они и евреев не всех успели убить, хотя как старались.
Что касается рассказов о войне от очевидцев - так про неё практически никто не рассказывал. Особенно мои знакомые старички, воевавшие под Сталинградом. Дед мой подвозил снаряды к "Катюшам" и тоже не особо был разговорчивым. Кого-то из бабушкиных братьев бравые солдаты вермахта вдавили танком в избу где-то на Украине или в Белоруссии, благо, местные его выходили. Такие вот дела.

Date: 2009-09-24 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] jumpingrat.livejournal.com
Да, в советское время вся история ВОВ излагалась в очень черно-белом формате, кроме того, эпизоды, представляющие не в лучшем свете советскую сторону - опускались или ретушировались.
Личные воспоминания тестя - немецкий офицер полевой части, расквартированный у них в хате - подкармливал детей из своего пайка. А зондеркоманда, заподозрившая жителей хуторка в укрывательстве партизан - согнали всех в залитый холодной водой погреб и продержали сутки, вероятно убили бы, да не успели.
Об особенностях партизанщины на белорусской территории увлекательно рассказывал [livejournal.com profile] joanerges: http://joanerges.livejournal.com/595293.html

Date: 2009-09-24 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
да что вы! всё нормально, правда :) тем более, что вы так эмоционально относитесь к данной теме! Ещё интереснее вас читать, зная, что для вас эта тема важна очень! Вы же, наверное, хорошо её знаете.

Да, еврейскую тему во время ВОВ я относительно неплохо изучила- еврейский вопрос меня давно интересует очень активно. Общие истории и настроения я знаю, мне сейчас интересны индивидуальные истории.

ох, да-да, моя бабушка, та, что медсестрой войну прошла, тоже не любит вспоминать именно войну- сразу уходит в воспоминания о своём первом муже- танкисте Мише, который пошёл на Берлин на следующий дань после росписи и пропал без вести (вроде как видели его горящий танк). От Миши родилась моя мама, бабушка так его забыть и не смогла. Вышла замуж за деда Колю, и так всю жизнь и представляет, как, вдруг, появится в её жизни Миша... До сих пор, представляете? У них с дедом Колей жуе два сына выросли, внуки, а она всё мечтает о Мише в тайне от Коли.

Date: 2009-09-24 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] tazinka.livejournal.com
спасибо тебе огромное!!!

мндаааа... интересно вот такие живые впечатления слушать!

Date: 2009-09-24 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] cucanero.livejournal.com
Ну не особо хорошо, хотя информации масса...
Да, конечно есть трагедия простого человека, попавшего на войну. С обеих сторон, хоть того же Ремарка почитать. Но гораздо большая трагедия в том, что реализация людоедских планов Германии оказалась возможной не только при попустительстве, но и при активном участии огромного количества нормальных людей,настоящих патриотов своей страны... Да и немало образованных тоже. Конрад Лоренц и тот не избежал подобной участи. Вот в чём проблема и ужас. По сути обыденность крайне незаметно перетекла в преступления. Ведь начиналось-то всё с "щадящей" кастрации сумасшедших и инвалидов, а закончилось массовыми убийствами, индустрией смерти... И происходило это не на заре истории где-нибудь в Китае, а полсотни лет назад в просвещенной Европе.
Хоть как-то оправдывать подобные преступления - путь к их повторению. Да, трагедия отдельных людей - это трагедия. Но это не может снять с них вину.
И как бы критически я не относился к Советскому Союзу и его преступлениям, но в этой войне (по-крайней мере после 1941 г.) однозначно правда была на его стороне.

Date: 2009-09-24 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] cucanero.livejournal.com
А война в жизни каждого отдельного человека... Это ж словами не опишешь и сам не поймёшь до конца, если не побывал. Хотя и той части, которую чувствуешь, когда участники откровенничают, порой бывает "за глаза"...

Date: 2009-09-24 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] fi-shka.livejournal.com
у меня из военных воспоминаний только вот что:

один из немцев пришедших в деревню, где бабушка жила ребёнком, хотел её убить, но мать с криками заслонила грудью дочку. немец махнул рукой и ушёл.
а потом их согнали всех, чтобы в лагерь везти. и мои были самыми последними в обозе. и как-то так получилось, что охраны не было сзади, то ли они отлучились/зазевались, но телега бабушкиной семьи свернула в деревню пустую и заехала в дом или сарай прямо и до темноты там сидели тихо. так и спаслись.

а ещё дедушка на войне был мой. так вот за то, что он в плен попал, ег ов соловки сослали. выжил.

ещё в плену был мамин дедушка. расспрошу её сегодня, как оно было.

Date: 2009-09-24 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] jouris.livejournal.com
Удивительно, но я, наверное, вырос в очень советской семье. То, что я слышал от своего деда, мало отличалось от прочитанного в школьных учебниках. Он у меня в ПВО служил, так что совсем в жестокие атаки не ходил, но был недалеко от передовой во время обороны Москвы, например. Рассказывал и про панику в войсках, как в спешке отступали. И как все знакомые его, которые по распределению попали в танкисты, под Москвой погибли. Рассказывал про заминированные немцами во время отступления различные объекты, на которых очень много солдат подорвалось. Но в основном все было определено четко: там плохие, здесь - хоть и не идеальные, но наши.

Зверства? Говорил, что после контрнаступления сибирских дивизий под Москвой ни одного немца живого не осталось, никаких раненых и пленных. Ну так закономерно: от столицы же фашистов гнали... Это же самый разгар войны был, самая мясорубка.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

tazinka: (Default)
tazinka

July 2012

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Page generated Mar. 16th, 2026 08:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios